Актуальность.

Число детей с ДЦП неуклонно растёт, в связи с чем возрастает актуальность их эффективной реабилитации. Физическое развитие таких детей играет значительную роль в овладении навыками самостоятельного обслуживания.

Цель.

Улучшить физические возможности детей с ДЦП.

Материалы и методы.

За 2018 год в Центр обратилось 160 детей, 112 посещали реабилитационные мероприятия регулярно, из них 63 ребенка (27% доношенных, 73% недоношенных) в возрасте от 8 мес. до 5 лет получили полную комплексную терапию, а именно: кинезиологический метод создания интегральной нейромышечной памяти (СИНП), остеопатическая, логопедическая коррекция, кинезиотейпирование. Дети были разделены по группам согласно международной системе классификации больших моторных функций при церебральном параличе (GMFCS). Ретроспективно выяснялось количество занятий по методу СИНП за один год, для максимально возможного перехода с более низкого уровня GMFCS на более высокий (на 2 уровня, а всего их 5).   

Результаты.

Чтобы лежачий ребенок (GMFCS5) стал ползать на животе (GMFCS3), необходимо 60-100 занятий; для перехода из группы GMFCS4 в GMFCS2 следует провести 20-60 занятий; из GMFCS3 в GMFCS1 – 80-100; чтобы ребёнок, ходящий вдоль опоры, пошёл самостоятельно, а ходящий самостоятельно без опоры овладел всеми необходимыми навыками для жизнеобеспечения – более 40 занятий.

Исходный уровень GMFCS

Количество занятий СИНП

5 (не способен перевернуться без посторонней помощи)

60-100

4 (может переворачиваться на живот)

20-60

3 (переворачивается и ползает на животе)

80-100

2 (ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры)

≥40

1 (начало самостоятельной ходьбы без опоры)

≥40

Выводы.

При комплексном подходе (кинезиология + остеопатия + логопедия+кинезиотейпирование) для овладения качественно новыми навыками необходимо в основном от 40 до 100 кинезиологических занятий в год. Общепринятая практика реабилитации детей с ДЦП (15 получасовых занятий ЛФК 2 раза в год) недостаточна для восстановления и адаптации данной когорты пациентов.

 

Радзинская Е.В., Филиппова Е.С., Пыхтина Н.Н.