В этот период жизни весьма активны врожденные тонические шейные рефлексы, вследствие чего ребенок частенько принимает асимметричную позу «фехтовальщика», в положении лежа на спине выгибается назад, а лежа на животе – наоборот, подгибает ручки и ножки к груди, а голову поворачивает на одну сторону.  Поэтому в первые недели жизни полезно класть ребенка на живот несколько раз в день. При этом он сможет приподнимать головку над поверхностью, вначале всего на несколько секунд, затем все больше и больше. К 3-3,5 месяцам постепенно действие этих рефлексов ослабевает, и положение рук становится независимым от положения головы, появляется определенная свобода действия для рук и кистей, поза становится более симметричной, а голова уверенно удерживается и контролируется. Появляется опора на предплечья, ребенок может оторвать от поверхности не только голову, но и верхнюю часть грудной клетки, а лежа на спине – сгибать ручки и ножки и приподнимать их над поверхностью кроватки.

В раннем младенческом возрасте зрительные возможности человека еще весьма ограничены, поэтому нет смысла предлагать ребенку предметы для рассматривания, он еще не замечает деталей, а воспринимает предмет целиком. Когда малыш находится у вас на руках, у него отрабатываются разнообразные реакции в ответ на изменения положения головы и тела.

К концу первого месяца жизни дети начинают интересоваться окружающим миром. Игрушку надо подвешивать на расстоянии, удобном для ребенка – от 13 до 46 см от глаз, в среднем это 30 см. Можно говорить о способности развития определенных навыков – способности удерживать головку над поверхностью и смотреть на изображение человеческого лица.

Важный признак благоприятного развития нервной системы – появление способности разглядывать свою руку. Обычно это происходит от 7-8 недели до 3х месяцев.

Не следует стремиться обеспечивать чрезмерно перегруженную деталями зрительную среду для ребенка первых недель жизни. Полезно создавать ощущение спокойствия, безопасности, надежности. Постоянный и быстрый ответ на плач младенца приводит к установлению крепкой привязанности между малышом и родителями. Те отделы нервной системы, которые активизируются, если взять ребенка на руки, развиты намного лучше, чем зрение и слух.

 В этот период происходит важный этап в созревании центральной нервной системы – смена безусловно-рефлекторной деятельности с уровня спинного мозга на уровень ствола головного мозга. Тонические рефлексы постепенно угасают и уступают место более сложным реакциям. Хороший уход за ребенком на первоначальных этапах его жизни предполагает знание того, в каком порядке обычно появляются разнообразные навыки, и содействие в их появлении.

 

Из книги Б. Уайта «Первые три года жизни»

М.: «Педагогика», 1982

Разнообразные ощущения от всех частей тела формируют в головном мозге ребенка внутреннюю картину, схему тела. В этот период каждая группа мышц связывается со своим, определенным участком коры головного мозга, и начинают формироваться связи различных отделов нервной системы между собой. Приемы классического массажа и лечебной гимнастики, разработанные специально для детей этого возраста, способствуют этому процессу.