Стадирование исходных и достигнутых двигательных навыков при реабилитации детей с двигательным дефицитом различной этиологии
Актуальность:
Для оценки двигательной активности чаще всего используются шкалы GMFCS, МКФ, однако они не всегда применимы в повседневной практике специалиста по реабилитации, работающего с детьми раннего возраста.
Цель:
Создать удобную, компактную, наглядную шкалу, отражающую этапы естественного моторного развития.
Материалы и методы:
Шкала уровня двигательных функций разработана Натальей Пыхтиной для определения исходного состояния (что ребёнок может самостоятельно) и контроля прогресса реабилитации детей с двигательным дефицитом различной этиологии.
Результаты:
Уровни развития двигательных функций:
0 – не удерживает голову, отсутствуют какие-либо двигательные функции.
1 – а) удерживает голову; б) упор на предплечья,
2 – а) упор на кисти рук; б) упор на кисти рук и колени (пассивные четвереньки)
3 – самостоятельно: а) встает на четвереньки; б) садится; в) ползает на четвереньках
4 – с поддержкой: а) встает на колени; б) встает на стопы; в) ходит
5 – самостоятельно: а) ходит; б) свободные скоординированные движения рук и ног в разных направлениях.
На каждом уровне ребёнок может обладать либо одним навыком, либо несколькими перечисленными. В результате успешной реабилитации пациент либо продвигается внутри одного уровня, либо переходит на следующий. Таким образом можно адекватно оценить реальный реабилитационный потенциал человека в короткие сроки.
Выводы:
Представленная шкала удобна в использовании врачами и инструкторами ЛФК, а также другими специалистами по реабилитации для наглядной оценки двигательной функции ребёнка до и после курса лечения, так как она отражает не только навыки, наработанные за время занятий, но и естественное самостоятельное развитие.