Стопа.

Главная задача периода освоения навыка самостоятельного стояния и ходьбы – правильно выстроить направление стопы, ровно по средней линии.

От этого зависит работа всей мышечной цепи, удерживающей все тело в вертикальном положении.

Отклонение стопы внутрь или наружу при начале вертикализации влияет в дальнейшем на положение всех вышележащих суставов – голеностопного, коленного, тазобедренного, а далее- таза и позвоночника.

Если изначально направить развитие стопы в правильном положении, то будет правильно формироваться и свод стопы в дальнейшем. Обычно своды стоп формируются в течение 3-7 лет под влиянием той нагрузки, которую привычно выполняют мышцы ребенка в его повседневной активности.

Варусное или вальгусное положение голеней большей частью является компенсаторным механизмом в ответ на то расположение стопы, которое сформировалось у ребенка, когда он только начинал ходить.

В зависимости от того, как справляется тело пациента с вертикальной нагрузкой, таз тоже может принимать различные положения, перенося центр тяжести так, чтобы можно было удержаться вертикально. Соответственно формируются и изгибы позвоночника.

Появление способности стоять и ходить строго вертикально сопровождается соответствующими изменениями биомеханики в области шеи и черепа, затрагивая нижнюю челюсть, височно-нижнечелюстной сустав, внутренние органы - глотку и гортань, а также влияет на формирование прикуса. При отклонении центра тяжести тела от его физиологической нормы, в этих областях появляются проблемы – напряжения мышц, стремящихся предотвратить падение. Зачастую это проявляется укорочением отдельных групп мышц шеи и чревато нарушениями функций речи, жевания, спазмированию сосудов головного мозга в толще мышц и неправильной регуляции мозгового кровообращения.

Обычно, способность самостоятельно стоять, ходить, разговаривать и питаться обычной пищей появляются у здорового ребенка именно в этом возрасте.

Освоение правильного, физиологического паттерна ходьбы и появление сбалансированной опоры на стопы – важнейший элемент формирования осанки, закладка фундамента здоровья ребенка на всю его дальнейшую жизнь.