Актуальность.

Число детей с ДЦП и другими нарушениями двигательного развития неуклонно растёт во всем мире. Всем им требуется постоянная, длительная, высоко затратная реабилитация. Способность адекватно переносить нагрузки у таких детей играет ключевую роль в успехе запланированного курса. 

Цель.

Оценить переносимость физических нагрузок у детей с ДЦП, поступивших на плановый курс двигательной реабилитации.

Материалы и методы.

Исследована эффективность проведенных реабилитационных мероприятий. 23 ребенка, в возрасте от 5 мес до 6 лет, получали лечение в нашем центре методом кинезиотерапии (создание интегральной нейромышечной памяти - СИНП). При поступлении, для оценки толерантости к нагрузке, им проводилась проба с дозированной физической нагрузкой по Шалкову. При хорошей переносимости нагрузок, 10 быстрых подъемов корпуса из горизонтального в вертикальное положение вызывают слабые изменения минутного объема кровообращения (МОК), восстановление его занимает не более 3-5 минут. В состоянии дезадаптации изменения более значительны, восстановление происходит дольше 5-8 минут. Для определения МОК использовалась формула произведения пульсового давления на частоту сердечных сокращений.

Для измерений использовался автоматический тонометр и часы. По результатам этой пробы сравнивались две группы - адаптированные и дезадаптированные дети.  Проба проводилась в начале курса реабилитации и контролировалась еженедельно. Оценены параметры физического развития по специальным шкалам для детей с параличом. Сделано заключение о соответствии достигнутого клинического результата запланированным ожиданиям. Эмпирически, ожидаемый результат- это продвижение на 1 последующий пункт в освоении двигательных навыков, либо значительное улучшение имеющихся навыков, за 10 занятий.

Результаты.

Из 23 обследованных детей, 14 (60,9%) поступило в состоянии дезадаптации. 6 из них к тому же имели низкий индекс массы тела. Восстановление нормальной переносимости нагрузок на фоне ежедневных тренировок заняло у них от 2 до 6 недель. Тренировки проводились в щадящем режиме. В итоге, к концу запланированного курса, лишь 50% детей этой группы имели приближенный к ожидаемому клинический результат. Среди детей с хорошей адаптацией положительная динамика соответствовала вложенному труду у 78%. 

Выводы. Большинство детей приезжают на курс физической реабилитации неадаптированными к нагрузке. Под влиянием тренировочного процесса повышается адаптационный резерв организма, однако это процесс длительный. Курс двигательной реабилитации у детей с нарушением развития должен длиться не менее 2-4 недель, так как за первые 10 занятий ребенок только начинает адаптировать сердечно-сосудистую систему. Освоение же новых навыков происходит на 3—6 неделе ежедневных занятий.

Чтобы улучшить реабилитационный прогноз, повысить эффективность планового курса реабилитации, необходимо заранее, за 2-3 недели до начала интенсивных тренировок, подготовить ребенка на участке, то есть проводить преадаптационные мероприятия (закаливание, нутритивная поддержка, упражнения по общему физическому развитию). 

Филиппова Е.С., Касанаве Е.В.