Основная Неврологическая Трансформация (2-5 месяцев)
Major neurological transformation, H.F.R. Prechtl, 1984
Процессы преобразования нервной ткани начинаются в самом раннем внутриутробном периоде и продолжаются последовательно и непрерывно всю жизнь. Сопоставление результатов морфологических, биохимических, нейрофизиологических исследований и клинических наблюдений привело почти одновременно и независимо ряд специалистов к мнению, что в период 48-56 недель происходит существенная одновременная трансформация в структуре, нейрохимии и функции нервной системы младенца.
Доктор Прехтл назвал это явление Основная Неврологическая Трансформация. Это то период, во время которого меняется тип моторики ребенка: с экстрапирамидной, также называемой рептильной, стрио-паллидарной, характеризующейся быстрыми, однофазными, напряженными, «птичьими» движениями, на пирамидную, или кортико-спинальную, то есть осуществляемую под контролем коры головного мозга – эти движения более плавные, прицельные, осмысленные, характерные для млекопитающих.
Меняется весь двигательный репертуар, появляются вращательные движения в конечностях. На состояние мышечного тонуса все меньше влияют безусловные рефлексы спинального (шейного) уровня, постепенно заменяясь установочными цепными и выпрямляющими реакциями.
Также в этот период впервые возникает зрительный контроль организации движения. Исчезает спонтанная (эндогенная, мимолетная) улыбка, и появляется «визуальная улыбка» - ребенок улыбается при общении с родителями, то есть начинает распознавать лица. Зрительные вызванные потенциалы возникают не только в ответ на светлое/черное, но и на ориентацию в пространстве (созревает зона 17 зрительной коры).
Исчезает верхний хватательный рефлекс - созревает зона 6 лобной коры. К 3м месяцам нисходящий кортикобульбарный тракт от этой зоны коры к ядрам черепных нервов, ответственных за жевание и глотание, полностью покрывается миелиновой оболочкой, что значительно ускоряет прохождение импульса и повышает эффективность работы всего этого участка нейросети вцелом. Взаимодействие рука-рот является базовой функцией не только для появления впоследствии таких навыков как жевание и использование ложки, но крайне важно и для появления речи, мелкой моторики руки, письма. В дальнейшем на этой основе формируются трудовые навыки руки.
Устанавливаются суточные ритмы, вследствие увеличения синтеза соответствующих гормонов в глубине мозга, что способствует снижению спонтанного плача в этот период.
Созревание области гиппокампа, начиная с возраста 2-3 мес, обеспечивает появление памяти на прошедшие события.
Основное потребление глюкозы и энергии, согласно данным позитронно-эмиссионной томографии, переносится с подкорковых ядер на зрительную кору.
Существенные изменения в функциональных возможностях нервной системы младенца 48-56 недель постконцептуального возраста оказываются определяющими для всего дальнейшего развития ребенка на месяцы и годы вперед.
Из книги «Неврология недоношенных детей»,
А.Б. Пальчик, Л.А.Федорова, А.Е Поняшин,
М.: МЕДпресс-информ, 2014