Освоение вертикализации и опоры на стопу (8-14 месяцев)
У всех здоровых восьмимесячных детей, помимо физиологических потребностей типа голоа, жажды, самосохранения от боли, есть еще три основные потребности:
ü Потребность во взрослом, который заботится о ребенке
ü Потребность исследовать окружающий мир
ü Потребность овладеть вновь возникающими двигательными навыками
Перечисленные потребности имеют ценность для выживания пребенка. Они уравновешенны и активно проявляются у всех здоровых 8-месячных детей. Когда ребенок развивается хорошо, каждая из этих потребностей постоянно усиливается, а их уравновешенность сохраняется. Если же развитие этих потребностей происходит неравномерно, то они ослабляются.
К концу первого года жизни дети начинают понимать, что старшие могут им помочь. Такое поведение называется использование взрослого как опоры. Вскоре после этого появляются еще две замечательные формы поведения – поиск одобрения за выполнение простого двигательного акта, и первые признаки фантазии.
Эти явления очень сильно помогают организовать все занятия, необходимые для развития ребенка, в игровой форме.
В этот период крайне важно создать развивающую среду для функции речи, любопытства, социального развития и закладывания основ интеллекта.
Именно в этом возрасте появляются все новые и очень важные двигательные навыки. Ребенку свойственно снова и снова упражнять двигательные навыки до тех пор, пока он не овладеет ими окончательно. Затем он с тем же энтузиазмом принимается за новый.
Параллельно с ползанием развивается умение карабкаться вверх, а также принимать вертикальное положение. Вначале, когда способность вскарабкиваться вверх ограничена 15 см, он может падать по нескольку раз в день. Когда ребенок научится залезать на 0,5м, вам следует принимать специальные меры предосторожности в отношении лекарств, бытовой химии и других опасных веществ, падения с высоты и падения неустойчивых предметов на ребенка, например, если он потянет за скатерть или дверцу.
Развитие зрения, памяти и интеллекта выражается в особой форме поведения, называемой разглядывание. Примерно 20% времени бодрствования эти дети проводят, глядя на те или иные предметы, наблюдая за мамой и другими людьми, которые от них заботятся, за играющими детьми, а также любят подолгу смотреть в окно. Они очень много смотрят.
Ребенок 8-14 месяцев отроду начинает понимать значения некоторых слов, выполняет простые просьбы (дай, поцелуй, помаши и т.п.). Реагирует на свое имя. У этих детей крайне выражен интерес к предметам, подвешенным на петли (крышки коробок, дверцы, книжки), и к сопоставлению предметов по размеру (крышки и кастрюли, вкладывающиеся стаканчики, складывание предметов разного размера в емкость и тд), переливание и рассыпание различных субстанций.
Умение легко усваивать приходит к ребенку, которому предоставлена возможность исследовать окружающий мир и которому помогают взрослые.
По книге Б. Уайта «Первые три года жизни»
М.: «Педагогика», 1982